21 сентября 2019

Читать заключительный выпуск газеты

16+

Наука как увлекательная игра

Лауреат Нобелевской премии по химии 2011 года Дан ШЕХТМАН в рамках форума INNOVUS`2013 прочел две лекции — в ТГУ и в ТПУ, а также побывал в СибГМУ и встретился с губернатором Томской области Сергеем Жвачкиным. О том, как воспитать инновационный дух и сделать предпринимательство привлекательным для молодежи, лауреат рассказал на пресс-конференции в РИА «Новости».

— Я впервые побывал в Томске, пообщался с профессорами, студентами, сотрудниками, руководством университетов и думаю, что идея о развитии инновационного духа в Томске и в России очень важна. Инновации не могут существовать без технологий, и в этом будущее нашего мира. И в вашем городе много энтузиастов с отличными идеями и начинаниями.

У вас хорошее наследие. Однако в настоящее время приходит новое поколение, которое должно развивать его, используя существующую базу и богатые природные ресурсы. Я говорил с разными людьми здесь, и многие осознают важность этой миссии, особенно значение образования юного поколения, а также необходимость сделать предпринимательство и профессию инженера более привлекательной.
Знаю, что сейчас молодые люди больше хотят становиться юристами, менеджерами. Но они не строят государство, они только управляют им. А строят государство эксперты в области компьютерных технологий, инженеры, врачи и т. д. И я думаю, что в настоящее время России следует уделить внимание привлечению людей к изучению технологий в разных областях. Это можно сделать на разных стадиях образования, но ключевая роль — в руках университетов, и особенно это важно в России. И я думаю, что будущее России — именно в этом.

— Когда нужно начинать воспитывать инноватора?
Дух предпринимательства — это когда в каждом городе студенты думают о том, что они могут изобрести что-то новое. Чтобы развить дух предпринимательства, нужны какие-то основы. Во-первых, это хорошее образование для всех, включая и горожан, и жителей отдаленных регионов, деревень — именно они будут работать, когда вы уйдете на пенсию.

Второй момент — хорошее инженерное образование для университетов. Во всех университетах России инженерное образование на высоком уровне, и именно его стоит поддерживать и развивать, потому что в этой среде рождаются новые стартапы. В-третьих, студенты должны получать поддержку, их нужно учить, как стать предпринимателями, и это нужно делать на разных уровнях, начиная со старших классов школы, помогая студентам понять, как изобретать новые продукты. То есть нужно привнести дух предпринимательства вместе со знаниями о нем. В университете Технион я веду такой курс, который называется «Техническое предпринимательство», уже в течение 27 лет. У меня уже более 10 тысяч выпускников. Они прослушали мой курс, и многие из них открыли свой стартап.

Необходимы также хорошие политики — в России они достаточно сильные и могут продвигать развитие предпринимательства финансовыми вложениями: организуя центры, где эксперты будут давать консультации молодым ученым. Государства также могут заключать соглашения о сотрудничестве: мы живем не в изолированной стране, мы живем в условиях глобального рынка. Конечно, продавать продукты инноваций за рубеж не так просто, но правительство может помочь в этом, чтобы привлечь инвестиции в страну. Существует еще один важный момент — отсутствие коррупции, потому что в коррумпированном обществе очень сложно продвигать предпринимательство.

— Правда ли, что вы занимаетесь с детсадовцами физикой и химией?
Да, это так. В Хайфе я начал проект по развитию науки в детских садах. Моим ученикам по пять лет. Я организовал этот проект в сотрудничестве с мэром города и министром образования Израиля, который спонсирует этот проект. В этом году в 60 детских садах этот проект работает. Его идея следующая: начинать образование в самом раннем возрасте, развивая дух науки с малых лет.

Я хочу рассказать детям, что наука — это увлекательная игра, в которую играют взрослые.
И я хочу, чтобы многие из них стали учеными в будущем. Для этого есть два пути. Успешный путь — если мы, профессора, придем в садик и будем рассказывать детям о науке. Хайфе, кстати, примерно равноценен Томску по населению и площади. Там 250 садиков, и один ученый может посетить только пять из них. Второй путь, более эффективный — чтобы воспитатели учили своих детей науке, однако уровень научного знания у таких работников, конечно же, может не соответствовать уровню профессоров. Поэтому нужно делать так, чтобы воспитатели имели представление о науке — мы, профессора, учим их. Министр образования дал нам 30 часов на обучение каждого воспитателя.

— Сообщалось, что ректор ТПУ предложил вам возглавить центр ресурсоэффективности. Что вы думаете по этому поводу?
Я подтверждаю, что такое предложение мне было сделано. Нужно более детально обсудить идею, но в целом я настроен положительно на дальнейшее сотрудничество с ТПУ. Я впервые был в ТПУ, и если у меня будет возможность приехать и познакомиться ближе с учеными и их разработками, то точки сотрудничества будут найдены, и я смогу помочь университету в его развитии.

NB!
Дан ШЕХТМАН 
— израильский физик и химик, лауреат Нобелевской премии по химии за 2011 год за открытие квазикристаллов. Занимается исследованиями и преподает в институте Технион в Хайфе и университете штата Айова (США).

Комментарии (2)

Дуня

Приходим мы его лекцию послушать, а она - бац! На английском языке)))

0

rxqxoeptnby

rPZMCJ gemdqnjqxvjx, [url=http://kybmrkjjusyc.com/]kybmrkjjusyc[/url], [link=http://acktutybjesv.com/]acktutybjesv[/link], http://pxznfnsacpsa.com/

0

Авторизоваться через или написать анонимно: