23 июня 2018

Читать заключительный выпуск газеты

16+

Душная драма

Убийца, искуситель и грешница

Спектакль: «Наказание»
Жанр: экзистенциальная драма
Режиссер: Александр ЗАГОРАЕВ

Это уже третий томский спектакль режиссера из Рыбинска. Весной 2011 года в ТЮЗе он представил камерный спектакль «Ночь святого Валентина». С декабря на подмостках Театра драмы идет его другой спектакль — «Старик» по пьесе Максима Горького. С 10 февраля томичи могут увидеть новую инсценировку романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Это драма поиска избавления от удушающего чувства вины, прощение через покаяние. Но происходит ли это покаяние?

В малом зале ТЮЗа душно, невольно думается, что это такой режиссерский прием. Ведь Петербург Достоевского — душный город, полный зловония и нестерпимой жары. То есть зрители, еще только ожидая начала действия, сами создают и одновременно чувствуют атмосферу Петербурга девятнадцатого века — духота, камерность происходящего. И плавно погружаются в атмосферу спектакля, где даже тесная и грубо сбитая лавка, на которой лежит Родион, напоминает гроб.
 
Декорации в прямом смысле слова живые. Сквозь них проходят герои спектакля, а в особо напряженные моменты на них появляются силуэты ладоней и лиц. И особой находкой режиссера можно считать вроде бы самый прозаический пень: вместо сцены убийства — удар топором по бруску, из которого вдруг течет кровь. В особо эмоциональные моменты кровь брызжет фонтаном, оставляя жуткое ощущение — зрители от неожиданности вздрагивают.
 
Кстати, об ощущениях и атмосфере. Частый прием в данной постановке — игра на контрасте. Так, Раскольников с полубредового, почти параноидального шепота срывается на крик или хрип; неожиданные вспышки яркого света сменяют долгие сумрачные сцены. Причем и свет подобран соответственно: мелодраматические сцены освещаются голубыми и розовыми оттенками; а когда же разговор героев строится на повышенных тонах, это более насыщенные, даже дерзкие цвета. То же касается и музыкального сопровождения. Мелодичные и лирические мелодии скрипки и гитары создают тихую, почти умиротворенную обстановку. Но затем ее обрывает порывистый звук биения сердца, заставляя зрителей снова напрячься. 
 
Правда, такая смена эмоций, света и звуков где-то в середине действия уже начинает утомлять, хотя, с другой стороны, никто и не обещал легкого развлекательного времяпровождения.
В спектакле Загораева Родион Раскольников — исповедующийся убийца, который на протяжении всего действа не может найти себе прощения. Акцент страданий героя и самого спектакля смещен с преступления на наказание. Родион мучается, злится, на него давит окружение, а малая сцена театра, душный воздух и тесно сидящие друг к другу зрители как будто только усиливают его муки.
 
Во время вспышек ярости Раскольников с такой силой сжимает кулаки, что на его руках выступают вены. Лицо блестит от пота, иногда он каплями скатывается с кончика носа, рубашка так промокла, что стала почти прозрачной. В целом игра актера была очень напряженной — каждое движение, крики и даже молчание — пугающе натуралистичны. Так, например, восклицая: «Масса!», он рукой указывает на зрителей; обращаясь к Богу, он почти фанатично смотрит на единственный луч софита, что само по себе символично.
 
В последней сцене спектакля Раскольников расстилает на полу из длинных белых полотен крест, падает на него и, как настаивала Сонечка, целует землю, сознаваясь в убийстве. А на стене, над головой раскаявшегося героя, светится крест, обозначающий то самое искупление, которого и пытался добиться Раскольников за все время своих душевных терзаний.
 
Итого: напряженная игра героев, тонко подобранные образы, декорации и музыка делают этот спектакль не просто сценами из классики, а погружением в пограничную экзистенциальную реальность, и каждый выносит из душного зала свою версию того, что же такое наказание и можно ли простить за преступление самого себя.
 
Действующие лица и исполнители:
  Родион Романович Раскольников – Антон Черных, Андрей Гарбар
  Авдотья Романовна Раскольникова – Мария Суворова
  Софья Семёновна Мармеладова – Ольга Райх, Евгения Алексеева
  Аркадий Иванович Свидригайлов – Александр Виниченко
  Порфирий Петрович – заслуженный артист Всеволод Трунов
 

Комментарии (0)

Авторизоваться через или написать анонимно: