21 июля 2019

Читать заключительный выпуск газеты

16+

«УниверCITY»: «аналоговая» газета для молодых

Поступая семь лет назад на газетное отделение факультета журналистики ТГУ, я планировала посвятить себя относительно востребованной и оплачиваемой профессии. Конечно, из книг классиков печатной прессы и опыта собственного внештатного сотрудничества с местными СМИ я знала, что золотого унитаза у меня в квартире с этой работой не будет и занавесочек из натурального шелка — тоже. Но пребывала в наивной уверенности, что уж достойный-то уровень жизни, занимаясь любимым делом, я себе обеспечу.

Кроме того, тогда подавать документы на журфак было модно: семнадцатилетние подростки грезили поездками в горячие точки, международными репортажами и опасными расследованиями. Однако, по всей видимости, в прошлой жизни я перебежала дорожку какому-то китайскому колдуну и он пожелал мне переродиться во время перемен. Так что к третьему-четвертому курсу (2008—2009 гг.) зарабатывать на хлеб с маслом написанием текстов стало значительно сложнее, нежели раньше. Газета, в которой я работала, была поглощена конкурирующим издательским домом. В следующей редакции, пополнившей послужной список в моей трудовой книжке, за работу в напряженном ритме платили так «много», что хватало только на маршрутки и на еду: на одежду и обувь уже не оставалось. Постепенно до меня начало доходить, что матросам и грызунам пора покидать корабль.

Недавно довелось мне обсудить тему постепенного сокращения газетного рынка с коллегой, родившейся на 20 лет раньше меня. В прошлом признанный провинциальный журналист, сейчас она работает копирайтером: пишет поточным методом контент для интернет-сайтов. Без авторского права, социального страхования, больничных, отчислений в пенсионный фонд и, порой, даже без выходных. А также без романтики и славы.

По ее словам, 15–20 лет назад найти работу по специальности журналисту было проще простого. В региональных центрах тогда расплодилось огромное количество газет и журналов самой разной направленности. Но Интернет распространялся с каждым годом все шире, и новое (наше с вами) поколение потеряло всяческую привычку к покупке газет. Так что основа аудитории большинства печатных изданий нынче — наши бабушки и дедушки.

— Я встаю утром, открываю Интернет, вижу там все новости. Зачем я буду покупать то же самое в изложении Маши Пупкиной с журфака?

Вот и сокращается количество вакансий по специальности для Маш Пупкиных. А те, которые есть, зачастую представляют собой или «работу для домохозяек» в Сети, или полную занятость за ущербные деньги. Интернет, кроме того, позволяет редакторам на полную катушку использовать бесплатный труд честолюбивых современных рабселькоров-блогеров. Впридачу ко всему, привычка читать печатную прессу характерна для тех, кто родился до 1980 года.

В то же время Интернет все в большей мере становится свалкой информационного мусора, в котором, по выражению подруги-копирайтера, ищешь научную статью, а поисковик выдает тебе то тапочки, то питомник гламурных собачек, то рекламу магазина «для взрослых». Кроме того, по Сети гуляет огромное количество неточной, а то и просто ложной информации.

Так что в каком-то смысле «УниверCITY» — уникальный проект: «аналоговая» газета для молодых. Одна из миссий таких газет, на мой взгляд, заключается в том, чтобы молодые не забыли удовольствие от созерцания букв, напечатанных на бумаге. Другая — быть образцом профессионального отношения к поиску и изложению информации, неким эталоном для журналистов-любителей. Надо полагать, что судьба «аналоговой» прессы — постепенно превратиться в предмет роскоши, почти такой же, как хорошая пленочная фотокамера или советские колонки с ламповым усилителем 70-х годов. Желаю нашей газете удержаться на узкоспециализированном элитарном рынке будущего рядом с настоящими кубинскими сигарами, артхаусным кино, книгами «не для всех» и другими товарами узкого, но в той или иной мере престижного потребления.

Комментарии (0)

Авторизоваться через или написать анонимно: